Оценка навыков здорового пищевого поведения

3 Сентябрь 2013 12:00

Оценка навыков здорового пищевого поведения - книга диетолога Лидии Ионовой

Друзья, предлагаю вам самое ценное из моей книги: возможность узнать какие навыки здорового пищевого поведения у вас присутствуют и насколько они развиты!

Оцените свои успехи в формировании новых пищевых привычек. Итак, перед вами список навыков здорового пищевого поведения. Напротив каждого пункта напишите цифру от 0 до 10 в зависимости от того, насколько сформирован у вас этот навык.

Критерии оценки таковы: если вы делаете это «на автомате» (как, например, чистите зубы по утрам), ставьте себе 10 баллов, если такого навыка нет вообще — 0. Полагаю, что большинство оценок будут иметь промежуточные значения.

Оценка навыков здорового пищевого поведения

Навыки здорового пищевого поведения Оценка
Наличие основных приемов пищи (завтрак, обед, ужин)
Завтрак каждый день (в течение 1–1,5 часов после пробуждения)
Перекусы между основными приемами пищи
Интервал 2,5–3 часа между приемами пищи
(отсутствие кусочничества)
Минимальное количество животных жиров
Минимальное количество простых углеводов
Достаточное количество овощей и фруктов
Достаточное количество воды
Обед больше ужина
Ужин за 3–4 часа до сна
Хороший и достаточный сон
Все группы продуктов в рационе ежедневно
Необходимое количество порций ежедневно
Контролировать размер порций
Оставлять немного еды на тарелке в конце приема пищи
Правильное питание в ситуациях, когда раньше переедали
Планировать рацион заранее
Просить и получать поддержку
Извлекать уроки из срывов
Различать голод и аппетит
При аппетите понимать свои потребности
При аппетите удовлетворять свои потребности не пищевым способом
Различать разные стадии голода
Кормить себя на 2-ой стадии голода
Своевременно закупать здоровые продукты
Изучать состав и пищевую ценность продукта при покупке
Использовать здоровые способы приготовления еды
Выбирать здоровые продукты:
дома
на работе
в гостях
в ресторане/кафе
с друзьями/в компаниях
в магазине
на отдыхе
в командировке
Медленная еда
Еда как самостоятельный вид деятельности
Регулярная физическая активность
Управлять стрессом с помощью здоровых способов совладания
Видеть препятствия в снижении веса и преодолевать их
Придерживаться разнообразного рациона
Помнить о цели

 

Теперь посмотрите, по каким пунктам у вас самые высокие оценки — «восьмерки», «девятки», а возможно, даже «десятки». Выделите их маркером — это ваши сильные стороны. Опирайтесь на них и продолжайте развивать эти навыки, доводя их до автоматизма.

Затем другим цветом выделите пункты, по которым вы набрали минимальное количество баллов — 5 и меньше. Выпишите их отдельно — это целевые навыки пищевого поведения, которые необходимо формировать на протяжении ближайших недель.

Следующая задача — проранжировать целевые навыки по степени важности. Делается это очень просто. Определите, какой из них является для вас наиболее актуальным, поставьте его на первое место и напишите рядом с ним цифру [1]. Следующий по значимости навык поместите на вторую строчку и т.д.

Затем, на протяжении следующей недели, в пищевом дневнике ежедневно ставьте себе оценку по каждому из проранжированных навыков. Это не займет много времени. Их даже не надо каждый раз переписывать, вы просто фиксируйте: № 1 — столько-то баллов, № 2 — столько-то. А в конце недели подведите итоги и посмотрите, по каким навыкам есть положительная динамика. Если она наметилась — продолжайте в том же духе. Если же по каким-то навыкам положительной динамики нет, постарайтесь определить, что именно мешает вам в достижении этой цели. Когда найдете ответ, составьте план преодоления этого препятствия.

Если сразу не получается, подумайте, как бы поступил в этом случае человек, которым вы восхищаетесь (например, ваш любимый актер) или который является примером для подражания. А затем решите, что нужно делать для формирования этих навыков, достаточно ли будет только вашего внимания или же потребуются определенные действия.

Для примера возьмем такой важный навык, как «В ситуации аппетита умение понимать и удовлетворять свои потребности». Допустим, вы поставили себе невысокий балл по этому пункту, внесли его в список целевых навыков, но на протяжении недели ваша оценка не меняется. Подумайте, чего вам не хватает для повышения «успеваемости». Может быть, вы не умеете различать свои потребности? Или у вас просто нет времени на размышления о том, как их можно удовлетворить без «участия» еды? А возможно, вам недостает собственных идей и требуется помощь более изобретательных товарищей? В этом случае можно пригласить людей из вашего круга поддержки и устроить «мозговой штурм». Таким вот образом следует проанализировать все барьеры и на этой неделе оценивать каждый необходимый навык ежедневно.// Выдержка из книги «Здоровые привычки. Диета доктора Ионовой»

Автор: Лидия Ионова Comments Рубрика: Книга диетолога Ионовой


Обсудить на форуме


Комментарии закрыты.